История школы
Истоки и предпосылки формирования школы находятся в начале 80-ых годов, когда по инициативе проф. Э.В.Кузнецовой была организована при кафедре современного русского языка Уральского госуниверситета проблемная группа «Русский глагол», на основе которой в 90-е годы под руководством Л.Г.Бабенко сформировалась Уральская семантическая школа, достигшая научно-творческого подъема в своем развитии в первом десятилетии ХХI в.
В восьмидесятые годы Э. В. Кузнецова стремилась объединить кафедру коллективной научной деятельностью, что и послужило основанием организации проблемной группы, результатом и итогом работы которой стали учебный словарь-справочник «Лексико-семантические группы русских глаголов» и монография с аналогичным названием, подготовленные под ее руководством (вышли из печати уже после ее ухода из жизни в 1988 г.). Эти издания имели огромное научное значение для лингвистов, вузовских преподавателей и были очень актуальны и значимы для своего времени, особенно в сфере преподавания русского языка как иностранного, так как глагольная лексика была впервые распределена в этом словаре по тематическим смысловым группам, что облегчало ее усвоение. Основная проблематика диссертационных исследований большинства ее аспирантов также была связана с различными аспектами изучения семантики глагольного слова и глагольной лексики в целом.
После ухода Эры Васильевны из жизни часть членов кафедры продолжали исследование языка в структурно-системном и функциональном аспекте и занимались лексикографической деятельностью в проблемной группе «Русский глагол», другая часть стала развивать иное научное направление. Ученики Э. В. Кузнецовой сделали все возможное для сохранения системно-структурного научного направления, развивавшегося под руководством Э.В.Кузнецовой. Продолжала работу проблемная группа «Русский глагол», которая в конце девяностых годов благодаря фундаментальным научным публикациям членов кафедры современного русского языка приобрела известность далеко за пределами г. Екатеринбурга и России и фактически стала основой сформировавшейся в тот период Уральской семантической школы[1]. Члены коллектива научной школы продолжили исследование фундаментальных проблем семантики и системной организации глагольной лексики, результатом которого стали две монографии,[2] и Толковый идеографический словарь русских глаголов, опубликованные в конце 90-х годов. В то же время объект исследования расширялся: члены УСШ обратились к изучению системной организации и семантики существительных, прилагательных, синонимов, к семантике предложения и художественного текста. Расширились и аспекты рассмотрения: семантика стала изучаться в пространственном измерении (денотативное, лексико-семантическое и концептуальное пространства), в антропологическом аспекте (особенности репрезентации национальной картины мира, её фрагментов), в когнитивном освещении: когнитивное моделирование ментальной сущности концепта, семантики многозначного слова, концептуального пространства русского глагола и др. Продолжались и продолжаются разрабатываться теоретические и практические вопросы лексикографии в рамках приоритетной для Уральской семантической школы темы «Идеографическая лексикография: новые типы словарей и их роль в сохранении национального языка и национальной культуры». За более чем 25-летний период было создано около двадцати пяти идеографических словарей разных типов: словарей-тезаурусов списочного типа[3] и комплексных толково-идеографических словарей[4].
Общее количество членов научной школы ― более 50 человек, из них 10 докторов наук, более 40 кандидатов наук. В настоящее время в УрФУ работает около 20 представителей научной школы, из них принимают активное участие в разработке коллективных научных проектов 10 человек, в том числе 5 докторов наук, 5 кандидатов наук.
Участниками УСШ, активно работающими в ее составе в последние двадцать пять лет, опубликовано 25 монографий, 25 словарей (включая электронные), 13 учебников и учебных пособий, 22 сборника научных статей и материалов конференций. Защищено 10 докторских, около сорока кандидатских диссертаций.
Члены УСШ организовали более 30 научных конференций, в том числе в последние годы были проведены 2 крупные международные научные конференции: «Теоретическая семантика и идеографическая лексикография: эволюция интерпретаций» (2014 г.) и «Новая Россия: традиции и новаторство в языке и науке о языке» (2016), которые вызвали большой интерес ученых России и Зарубежья. Кроме того, они регулярно принимают участие в международных конгрессах, симпозиумах и конференциях в России и за рубежом. Коллектив УСШ активно сотрудничает с ведущими учеными Европы и России: Финляндии, Испании, Германии, Белоруссии, с учеными Института русского языка, Института языкознания РАН, МГУ, СПбГУ, Калининградского, Новосибирского, Тамбовского, Томского, Тюменского, Челябинского и др. университетов РФ. В настоящее время в составе коллектива школы в формате Научной группы «Новые информационные технологии в фундаментальной и прикладной лингвистике» работают профессор Ханну Томмола (Финляндия), профессор Б. Ю. Норман (Белоруссия). Поступила в докторантуру кандидат наук из Тайваня Сяо Линь, обучаются аспиранты из Китая. В декабре приезжал в УрФУ и читал лекции Президент Российской ассоциации лингвистов-когнитологов Заслуженный деятель науки Российской Федерации д.ф.н., профессор Н.Н.Болдырев.
Уральская семантическая школа добилась серьезных, отличающихся принципиальной новизной и оригинальностью научных результатов, которые получили высокую оценку и признание современного лингвистического сообщества в России и за ее пределами. К основным теоретическим достижениям УСШ можно отнести следующее: 1) полное идеографическое (понятийное) описание русской лексики всех знаменательных и незнаменательных классов слов, на основе которого выявлены основные категории, формирующие русскую языковую картину мира; 2) представление о наиболее значимых для русского национального сознания фрагментах языковой картины мира, полученное на основе данных серии идеографических словарей синонимов – толковых и словарей тезаурусов; 3) разработка общей теории принципиально новых для лексикографии идеографических словарей активного типа, создание серии подобных словарей; 4) разработка уникальной модели лексикографического описания русских синонимов, которая касается как общей концепции словаря, так и структуры словарной статьи, не имеющей аналогов в мировой лексикографии; 5) выявление базовых концептов русской языковой картины мира, описание структуры концептосферы русского языка, когнитивное моделирование ментальной сущности концепта, воплощенное в лексикографических параметрах и опирающееся на ее регулярные репрезентации в лексике, фразеологии и паремиологии; 6) описание в полном объеме семантических моделей русских глагольных предложений; 7) комплексное лингвистическое исследование природы художественного текста, разработка принципов и аспектов его анализа; 8) обнаружение особенностей индивидуально-авторских картин мира (В.Набокова, А.Анненского, И.Бродского, А.Платонова, М.Шолохова, М.Булгакова и др.) и др.
[1] см. : Уральская семантическая школа: история, люди, события [авт-сост. Ю.В. Казарин]. – Екатеринбург: изд-во Урал. университета, 2011 – 348 с; Уральская семантическая школа. Уральский федеральный университет // Энциклопедия когнитивной лингвистики: научные школы и направления. Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация лингвистов когнитологов». Тамбов: ООО «Цифра, 2013г, с. 14-28.
[2] см.: Русская глагольная лексика: пересекаемость парадигм. Памяти Эры Васильевна Кузнецовой. Колл. монография / Под общ. ред. Л.Г. Бабенко. – Екатеринбург. Изд-во Урал. ун-та. – 1997.– 520 с. ; Русская глагольная лексика: денотативное пространство. Колл. монография / Под общ. ред. Л.Г. Бабенко. – Екатеринбург. Изд-во Урал. ун-та .– 1999. – 460 с.
[3] См., например: Словарь-тезаурус синонимов русской речи / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. 632 с.; Словарь-тезаурус русских прилагательных. распределенных по тематическим группам / Под общ ред. проф. Л. Г. Бабенко. – М.: Словари. Ру, 2016 – 785; Словарь-тезаурус синонимов русского языка / Под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. М. СЛОВАРИ ХХI в., 2017. – 447 с.
[4] См., например: Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. 2 изд-е. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. 864 с. (Фундаментальные словари); Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. 576 с. (Фундаментальные словари); Русские глагольные предложения: Экспериментальный синтаксический словарь / под общ. ред. Л. Г. Бабенко. 2 изд. М. Изд-во «Русские словари», Серия «Филологические словари русского языка», 2016. - 470 с.; Большой толковый словарь синонимов русской речи: идеографическое описание, антонимы, фразеологизмы / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. 784 с.; Словарь синонимов русского языка / под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ: Астрель, 2011. 687 с.; Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации в языке и речи (на материале лексики, фразеологии и паремиологии): словарь / Под общ. ред. проф. Л. Г. Бабенко. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2017. – 1063 с.
Создано / Изменено: 19 марта 2018 / 23 марта 2018
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Адрес:
г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, к. 303
E-mail:
philology-urfu@yandex.ru
Тел. (343)389-94-17 — деканат